С 1 июня можно отказаться от страховки, навязанной банком или продавцом ОСАГО

Многие из нас сталкивались с навязыванием принудительных страховых услуг при оформлении кредитов в банках или покупке обязательных полисов ОСАГО.

Такими “добровольно-принудительными” услугами грешат нечистоплотные банки и автостраховщики, пользуясь либо своим положением, либо незнанием клиентами своих прав.

  • Навязанная страховка и закон о защите прав потребителей
  • Навязанная страховка при оформлении кредита в банке
  • Навязанная страховка при покупке полиса ОСАГО
  • Период охлаждения время на отказ от страховки
  • Указание Банка России по требованиям к предоставлению добровольной страховки

С 1 июня можно отказаться от страховки, навязанной банком или продавцом ОСАГО

Навязанная страховка и закон о защите прав потребителей

Казалось бы: согласно пункта 2 статьи 16 закона “О защите прав потребителей” запрещено обуславливать приобретение одного вида товаров (услуг) обязательным приобретением других товаров или услуг. Однако в случае когда клиент, знающий свои права, апеллировал к букве закона организация меняла в большую сторону процентные ставки (в случае оформления кредита), а зачастую в выдаче кредита просто отказывали; у страховщиков также находились причины “отфутболить” несговорчивого клиента – вдруг выяснялось, что закончились бланки полисов и тому подобное.

Некоторые советовали при невозможности отказаться от навязанной страховки жаловаться в Роспотребнадзор или подавать в суд на страховщиков, однако даже при положительном для потребителя разрешении спора на это затрачивалось непропорционально много времени и сил. Именно поэтому многие люди молчаливо соглашались на дополнительные “добровольные” услуги компаний зная, что на доказательство своей правоты уйдет драгоценное время.

Навязанная страховка при оформлении кредита в банке

Что же такое добровольное страхование это страховая услуга реализованная клиенту в “добровольно-принудительном” порядке. Основные реализаторы такой услуги – банковские организации. Дополнительная страховка навязывалась банками в основном в случае когда человек обращался за потребительским кредитом. Принуждением к покупке дополнительной страховки становились менее выгодные для потребителя условия кредитования или отказ в нем.

Рост популярности навязанного страхования при кредитовании, само-собой, пришелся на бум кредитов. Многие недобросовестные кредитные организации вовсе включали стоимость страхования в сумму кредита, а условия прописывали в договоре мелким шрифтом. Организации пользовались (и пользуются до сих пор) слабой финансовой грамотностью простых граждан, которым довольно проблематично разобраться во всех тонкостях кредитного договора, особенно при большом количестве бумаг в документации к нему.

Навязанная страховка при покупке полиса ОСАГО

Ситуация с дополнительным страхованием при покупке полиса ОСАГО сложилась подобным образом. Полис могли получить только те автовладельцы, которые заключали дополнительный договор на страхование имущества или от несчастного случая.

С 1 июня можно отказаться от страховки, навязанной банком или продавцом ОСАГО

Некоторое послабление автолюбители заметили только во второй половине 2015 года (возможность отказаться от навязанной добровольной страховки появилась в нескольких регионах РФ) после того как ЦБ обратил внимание на имеющие место массовые вопиющие нарушения прав потребителей.

Период охлаждения время на отказ от страховки

Ограниченный кратковременный период после заключения договора об услуге, а попросту период охлаждения во время которого стало возможно отказаться от добровольного страхования, ввели по причине сложившейся на страховом рынке РФ негативной ситуации связанной именно с агрессивным навязыванием физическим лицам договоров добровольного страхования как дополнительной (а по сути обязательной если клиент все же хотел получить кредит или оформить полис) опции.

Отказ клиента от навязанного добровольного страхования (и как правило невыгодного или вовсе ненужного в период охлаждения) позволяет избежать затянутых во времени административных процедур и судебных разбирательств.

Указание Банка России по требованиям к предоставлению добровольной страховки

И вот, с 1 июня 2016 года вступает в силу указание Банка России от 20 ноября 2015 года в котором прописаны минимальные требования по предоставлению добровольной страховки. Теперь при заключение договора на услуги компания в обязательном порядке должна прописать условия возврата средств затраченных на добровольное страхование.

Теперь в случае когда клиент в течение 5-ти дневного срока (периода охлаждения) решит, что дополнительную услугу ему навязали или, допустим, он усомнился в ее необходимости, то компания обязана возместить средства затраченные на нее в полном объеме. Заметим, что в случае, кода в период охлаждения все же произошел страховой случай деньги вернуть не удастся.

По прошествии пятидневного срока, в случае когда клиент решил отказаться от навязанной страховки, средства затраченные на их оплату вернуть также можно, но тогда компания в праве удержать из суммы оплаты некоторую часть средств: более подробное описание возврата денег в вышеизложенном случае компания должна четко и понятно изложить в тексте договора.

Несмотря на то, что документ о добровольном страховании был принят еще в прошлом году, законную силу он набрал только сейчас. Это было обусловлено необходимостью дать время страховым компаниям адаптироваться к новым условиям законодательства и наладить рабочий процесс согласно внесенным изменениям.

Add Comment

Required fields are marked *. Your email address will not be published.