Трасологическая экспертиза при ДТП

Если при дорожно-транспортном происшествии однозначно установить все его обстоятельства невозможно, то зачастую единственным способом выявления истины является проведение трасологической экспертизы. В основе методик, применяемых при проведении данной экспертизы, лежат законы динамики, кинематики, теории удара и других научных дисциплин. Поэтому любые выводы и заключения исследования, как правило, не подвергаются сомнению.

Что представляет собой трасологическое исследование?ЮС

Данный раздел криминалистической науки по последствиям от дорожно-транспортного происшествия, по следам столкновения на самих автотранспортных средствах или следах на дорожном покрытии, по расположению автомобилей после аварии восстанавливает пошагово всю картину ДТП. Крайне важно, чтобы было определено не только всё, что связано с происшествием, но и те причины, которые привели к его возникновению.

Для чего нужна подобная экспертиза? Причин обращения к экспертам может быть несколько.

Наиболее часто встречаются следующие:

  • один из участников ДТП признан виновным и ему предстоит покрывать расходы пострадавшей стороны на восстановление автотранспортного средства, а возможно и здоровья; этот участник своей вины не признаёт и для доказательства своей правоты прибегает к услугам экспертизы;
  • пострадавший при ДТП пытается получить компенсацию за повреждения автомобиля, которые не явились следствием этого происшествия, а были получены ранее; в данном случае заказчиком экспертизы может выступать не только то лицо, которое по решению суда обязано возместить ущерб, но и страховая компания;
  • страховая компания отказывается возмещать ущерб, не признавая ДТП страховым случаем; заказчиком трасологической экспертизы выступает один из участников аварии;
  • сложные аварии, когда однозначно определить виновника не удаётся; в данном случае заказчиком экспертизы может выступать любой из участников дорожного происшествия.

Цели экспертизы

Поскольку в результате подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий транспортные средства меняют свое расположение на дороге, их элементы могут быть разбросаны на значительной площади, то определить однозначно обстоятельства ДТП бывает нелегко.

Основные цели, которые преследуются трасологической экспертизой, следующие:

  1. Установить принадлежность всех элементов, найденных на месте ДТП, и определить их роль в аварии. Например, осколки автомобильного стекла могут помочь определить не только место столкновения, но и направление движения транспортных средств. То же самое можно сказать про следы столкновения на кузове автомобилей.
  2. Определить, являются ли дефекты транспортных средств, следствием дорожного происшествия. На любом автотранспортном средстве может быть множество мелких или крупных повреждений, не имеющих никакого отношения к ДТП. Но зачастую водители пытаются привязать их к аварии, стремясь получить денежную компенсацию.
  3. Определить характер движения всех участников до аварии, в момент столкновения и после него.
  4. На основе всех проведённых исследований составить полную, объективную и достоверную картину происшествия.

Можно сказать, что основной целью трасологического исследования является установление истинной картины ДТП по его последствиям, следам на автотранспортных средствах, следам на дороге, объективным и субъективным данным.

ЮСПредмет трасологического исследования

Основными предметами любой трасологической экспертизы являются те автотранспортные средства, которые участвовали в ДТП. Эксперт на основе анализа следов от аварии на самих автомобилях может многое сказать о характере механического взаимодействия, о месте основного удара, о том, какие повреждения являются последствием ДТП, а какие не имеют к нему отношения и так далее.

Но было бы неправильно полагать, что экспертное заключение даётся только на основе осмотра автотранспортных средств. Для максимальной объективности оценки всегда тщательно осматривается и место дорожного происшествия. Следы торможения или разбросанные на месте ДТП элементы автомобилей также очень важны для установления картины происшествия.

Юристы портала bukva-zakona.com обращают ваше внимание на то, что свидетельские показания или показания участников ДТП большого значения для трасологической экспертизы не имеют. Это связано с тем, что любые показания всегда субъективны, а для экспертного исследования необходимы объективные данные.

Основные источники данных для трасологического исследования

Трасологическая экспертиза проводится на основе следующих источников данных:

  • схема дорожного происшествия, нарисованная самими участниками или сотрудниками ГИБДД;
  • справка и протокол о ДТП;
  • заключение экспертизы (независимой или связанной со страховой компанией) о повреждениях автомобиля, полученных в результате дорожного происшествия;

Эти источники данных эксперты-трасологи получают в готовом виде от лиц, заказавших проведение исследования.

  • данные с места ДТП (фото, схемы и другие), полученные самим экспертом;
  • данные осмотра автотранспортных средств, проведённого экспертом;
  • при необходимости эксперт может потребовать предоставление дополнительной информации (например, записей видеорегистраторов).

Эти данные собираются уже непосредственно экспертами-трасологами.

На основе всестороннего изучения полученной информации и проведения необходимых экспертиз и определяется полная и достоверная картина дорожно-транспортного происшествия.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*